Материал www.russian.kiev.ua
Русский фактор - Личности
28 марта 2011 Людмила ГОРДЕЕВА
СОЛНЕЧНАЯ МУЗЫКА ЕЛЕНЫ ПИКУС

-Какая солнечная музыка, какая душевная атмосфера.., - так или приблизительно так говорила публика, расходясь после  творческого вечера композитора Елены Пикус, проведенного Русской общиной Украины 11 марта в Художественно-краеведческом музее Макеевки.

   НАЧАЛО 

Свое первое музыкальное произведение на собственные стихи «Птичка летала, птички уж нет», Елена Пикус написала в 5– летнем возрасте.

Это было естественно, потому что росла девочка в музыкальной семье. Ее отец, вернее отчим, воспитывавший девочку с малых лет, не мыслил свою жизнь без музыки. По молодости он вместе с братом-скрипачом Яном, который впоследствии стал знаменитым нейрохирургом и выпустил несколько книг,  создали «почти итальянскую» группу «Ян и Семен Пикусино», и разъезжали по городам Днепропетровской области с концертами. 

Лишь уступив воле родителей, Семен Зиновьевич Пикус стал инженером, а не музыкантом. Незадолго до войны он вместе с однокурсниками из Днепропетровского политехнического института  уехал в Кемерово  проводить индустриализацию, где и задержался на долгие годы. Работая начальником смены азотно-тукового завода,  он не просто создал самодеятельность, но и, заразив любовью к музыке окружающих, умудрился даже поставить оперу Рахманинова «Алеко».

В шутку он говорил: в следующей своей жизни я буду обязательно музыкантом. Он  потрясающе играл на всех инструментах.  Но весь парадокс состоит в том, что до конца своей жизни Семен Пикус… не знал ни одной ноты.

   «МЕЛОДИЯ В ПАЛЬЦАХ»

   С тех пор прошло много лет и мир музыки, мир творчества  для одаренной девочки  существенно раздвинул свои границы и наполнился новым содержанием.

  Она училась музыке, потом, в силу житейских обстоятельств, переехав из Кемерово в Донецк, работала концертмейстером в Донецком драматическом театре имени Артема, хореографической школе, на гимнастике. Все это давало огромную возможность для импровизации. Даже не осознавая, что это уже и есть сочинительство. Все это накапливалось.

 -Я не могу объяснить эту тайну, которая случается с каждым человеком, который прикасается к творчеству, - говорит Елена Пикус.- Проснувшись утром, подхожу к инструменту – и в пальцах у меня уже готовая мелодия.  Правда, я не все мелодии перевожу на фортепиано. Вы, наверное, знаете, художника Эдварда Мунка? Написанную картину он выставлял на улицу. Если она в течение двух-трех месяцев выдерживала все природные катаклизмы – снег, дождь, то эту картину он считал готовой.  Вот так и у меня. Если пришла мелодия, и я возвращаюсь к ней в течение двух-трех недель, значит, она стоит того, чтобы работать с ней дальше.  Так ведь и у поэтов бывает: приходит много слов, а остаются лучшие.

И, вместе с тем, сегодня мы говорим о том, что Елена Пикус – композитор молодой.

Просыпаясь «с ощущением музыки на кончиках пальцев», создавая фортепианные пьесы, песни, романсы, она до недавнего времени не записывала свои произведения. 

Сегодня это пробел устранен, и  150 произведений, которые Елена Семеновна держала в голове (а это 10 часов звучания!), уже начали выходить в виде  музыкальных сборников.  

-Я не думала издавать сборники, - говорит она. - Просто я пишу иногда песни для воскресной школы Покровского храма. И однажды, это было полтора года назад, ко мне подошла регент и попросила ноты. Эта простая просьба меня удивила, потому что о записи своих песен я до тех пор  не думала. Конечно,  я написала  ноты и подарила ей на день рождения. А потом подумала: может, мне все записать? Я ведь не всегда могу поиграть свою музыку, пусть люди ее играют, слушают и радуются.

Оказалось, что это огромный труд.  Сначала увидел свет сборник «радостных песен детства» «Сверчок». На подходе - «Утро на даче» и «Романсы». Сборник «От Рождества до Пасхи» потребует больших финансовых затрат, которые еще надо найти, поскольку в него войдут цветные репродукции икон. В голове у автора, по ее собственному признанию, еще сборник «Посвящение», сборник «Настроение»,  песни для воскресной школы. Впереди Богородичный цикл и др.

ВХОЖДЕНИЕ В  ЛИТЕРАТУРУ

А до активного музыкального сочинительства были литературные пробы.   Еще в 1983 году в свет вышел сборник повестей и рассказов Елены Пикус «Где звуки музыки…», который снискал положительную оценку профессионалов и стал пропуском для автора в Союз писателей.

Впрочем, как уже догадался читатель, литературную и музыкальную деятельность нашей героини разделить нельзя. Ведомые талантом, они идут рука об руку, дополняя  и обогащая друг друга. Сейчас готовится к печати и еще одно литературное произведение Елены Пикус – книга «Пост», в которой она рассказывает о том, как в результате тяжелых житейских испытаний пришла к богу.

ЛЮБИТЬ БОГА В СЕБЕ

Елена Семеновна Пикус как нельзя лучше соответствует определению Федора Достоевского: «Русский человек – это человек православный». Православие занимает в ее жизни огромное место. И поэтому музыкальную часть творческого вечера, который пришелся на один из дней Великого поста,  она, помолясь, открылафортепианной пьесой «Рождество», входящей в  цикл «От Рождества до Пасхи».

   -Елена Семеновна пишет в демократической манере, поэтому ее произведения могут слушать все, - говорит редактор всех ее музыкальных сборников член национального союза композиторов Украины, заслуженный деятель искусств, преподаватель кафедры композиции Донецкой музыкальной академии и музыкального училища Владимир Стеценко. – Но главное в том, что  она вся в религии,  и ее творчество, наверняка, лежит в этой сфере. 

Трудно с этим не согласиться, потому что, пожалуй,  все детские песенки были написаны для воскресной школы. Да и название цикла «От Рождества до Пасхи» тоже говорит само  за себя.

  ОТ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА

В этот цикл вошла и пьеса «Прощенное воскресенье», в которую автор включила  мелодию Гимна Российской империи «Боже, царя храни», объясняя это тем, что «все мы несем вину за убийство царской семьи». Надо сказать, что изначально эта пьеса  была написана как подарок к  95-летию Великой княгини Леониды Георгиевны Романовой и называлась «Пробуждение страны».

 -Через десять лет после посещения Святогорской Лавры Леонидой Георгиевной, - рассказывает Людмила Мочалова, несколько стихотворений которой  Елена Пикус переложила  на музыку, - в 2009 году,  в библиотеке имени  Крупской была организована выставка «Романовы. История и современность». В организации выставки приняла участие канцелярия Российского дома Романовых, которая находится в Москве.

  Пьеса, написанная Еленой Семеновной, через канцелярию была передана в Мадрид, где сейчас живут Романовы.  В благодарность за поздравление из Мадрида пришли фотографии главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой, Великой княгини Леониды Георгиевны и цесаревича. Эти снимки были предназначены трем дончанкам - Елене Пикус, Людмиле Мочаловой  и Наталии Дарешиной.Это так вдохновило Елену Семеновну, что она тут же написала еще одну пьесу-посвящение – «Свечение». 

   ВДОХНОВЕНИЕ

 -Знаете, как родилась песня «Зимний вальс»? – спросила у меня Нинель Прохорова. -  Как-то в  литературной гостиной, где собралась довольно большая аудитории, я начала читать свое новое стихотворение.  Елена Семеновна сидела за роялем, перебирая клавиши.  И когда я дошла уже до последнего куплета, из-под ее пальцев полилась прекрасная музыка. Так родился  «Зимний вальс». Это был настоящий праздник. А потом начались будни – работа над песней. Ведь Елена Семеновна - большой труженик, предъявляющая к себе  очень высокие требования

  КОНЦЕРТ

  Исполненный в концерте на одном дыхании Анастасией  Зориной и Иваном Белоконем, этот «Зимний вальс», танцем снежинок закружил и певцов, и слушателей, унося в белую даль все невзгоды и несчастья минувшей зимы.  Потом он, растаяв капелью, обратился в ручеек – «Джерельце», и зазвучал где-то там, в верхах, нежным голосом Веры Маркашовой. Прибежал ручеек к большому морю, и едва слился с ним, как налетел «Морской бриз». Погнал по воде барашки волн, поиграл с клавишами-галькой ловкими пальцами пианистки – и исчез.

   И защемило душу слушателей от разлившейся по залу мелодии «Расставание с Россией» - новой темой разделенного великого народа. И вознеслось это чувство «Русской волей», провозглашенной величественно и нежно тремя молодыми голосами.

 А потом вернулось к слушателям «Грозой в июле»   с рычащими фортепианными басами. И окончательно  спустилось на землю грустью   романсов, исполненных Мариной Лаврищевой - стильной, почти «роковой женщиной», великолепно владеющей своим голосом.

 «Иль это все приснилось мне?..» - уронила последний вопрос в завороженный зал певица и вышла на коду…

   И этот вопрос, и  детские песни, и инструментальную музыку, зал воспринимал как свое, как частицу каждого из присутствующих. Ведь эту музыку Елена Пикус услышала здесь, среди них, живущих в крупнейшем мегаполисе Украины, среди терриконов и высотных зданий. Здесь родились и слова к песням, которые написали исключительно донецкие поэты: Наталья Галкина, Нинель Прохорова, Людмила Мочалова, Людмила Бражникова, Елена Лаврентьева и Галина Чумак. Все это было не только узнаваемое, но и родное. 

 ЕЕ МУЗЫКА

  Творчество Елены Пикус, спонтанное, идет от сердца, от ее возможностей как музыканта, - считает народный артист Украины профессор, заведующий кафедрой  Донецкой музыкальной академии Станислав Савари. Она никого не учит, не ругает, она открывает себя миру – и находит отклик у своих слушателей.

  Чайковский когда-то сказал замечательные слова: я хотел бы, чтоб моя музыка распространялась. А уже в 20 веке  исследователь его творчества  знаменитый академик  Асафьев заметил, что прелесть музыки Чайковского заключается в ее доверительности. Вот это слово, «доверительность» - ключевое, напоминает Савари,  Сейчас звучит много разрушительной музыки. А Елена Пикус - из числа ангелов, передающая свою сущность музыкой.

-Я люблю исполнять песни, написанные Еленой Семеновной, - говорит молодая певица Вера Маркашова. – Мелодия в них  звонкая, динамичная, легкая. Мне даже кажется, что когда она играет, то у не сзади, как у бабочки, вырастают крылышки. У нее очень много красивых «дышащих» мелодий. И это очень хорошо, потому что в наше время господствуют мелодии, в которых присутствует тяжелый ритм и жесткая гармония. А, когда поешь ее песни, то даже легче дышится.

Не в шутку, а всерьез, некоторые присутствующие говорили автору этих строк о лечебном эффекте музыки Елены Пикус.

«Я записала «Зимний вальс», - свидетельствует Нинель Прохорова, - который лечит теперь и меня и окружающих не только от плохого настроения, грусти, но и от недомогания».

 Что ж, если это так, то Елена Пикус достойная продолжательница упоминавшегося ею норвежского художника Эдгара Мунка, который вместе с врачом-психиатром стал основателем арт-терапии.

Завершая свой первый в жизни творческий вечер, Елена Пикус сказала:

 -Без музыки жить в нашем мире страшно. Когда соприкасаешься с ним, он обязательно тебя ударяет. А если поднимаешься чуть повыше, то еще больнее. Спасибо богу за то, что он дал мне мой мир.