Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Р О С С И Я - деловая
07 октября 2013 Николай Чеховский
Представители вымирающей профессии сегодня в особенной цене

Многие российские предприятия реального сектора будут вынуждены сворачивать производство из-за дефицита инженеров. Такой мрачный прогноз сделал на днях вице-президент рекрутинговой компании Manpower Group Феликс Кугель. Исследования этой компании показали, что отечественные компании уже сегодня сталкиваются со значительными трудностями в поиске инженеров, хотя и предлагают потенциальным кандидатам весьма выгодные условия: зарплата на 40-45% выше, чем в среднем по региону, и это без учета расширенного соцпакета.

Размер денежного вознаграждения по этим вакансиям все время растет, а средний возраст трудоустраивающихся кадров стремится к предпенсионному. Поиск специалиста с нужной квалификацией может занимать до года.

Почти два года назад Владимир Путин заявлял, что дефицит квалифицированных инженерно-технических кадров – даже более важная проблема для экономики, чем коррупция и административные барьеры. Я обратился с расспросами к знакомым московским инженерам – их опыт в целом подтверждает взгляд рекрутинговых компаний. Один из опрошенных с горькой иронией рассказал: когда его останавливают сотрудники ГИБДД и спрашивают «кем работаете?», то гаишники, услышав ответ, делают удивленные глаза — «а вы разве не все вымерли?»

В советское время было привычно, что простой инженер получает мало. Так, квалифицированным рабочим мой отец получал на оборонном заводе на Урале 350 рублей в месяц. А после получения диплома инженера его заработок в середине 1980-х упал до 140 рублей. «Девяностые» укрепили в общественном сознании этот образ: инженер обычно беден, но их таких много, а работающих заводов — мало. Но неужели теперь, когда в них появилась ощутимая потребность, оказывается, что российские инженеры и правда вымерли?

— Я смотрел исследование Manpower Group, и считаю, что в части выводов там телега поставлена впереди лошади. Дело не в том, что экономика загибается от отсутствия инженеров, а в том, что она качественные инженерно-технические кадры не производит, — комментирует руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. – Точнее, к их дефициту приводит ультралиберальная политика нашего правительства, которая исходит из того, что все необходимые для надлежащей работы экономики специалисты берутся в необходимом качестве и количестве на рынке. То есть подразумевается, что рынок сам автоматически их производит в нужное время в нужном объеме.

Между тем, основу сегодняшних инженеров составляют действительно выпущенные еще в советское время кадры, когда работала плановая система государственной подготовки и прохождения практики.

Дефицит этих специалистов довольно явственно обнаружился уже к 2008 году, однако тогда кадровая проблема была значительно смягчена сокращением производства вследствие мирового кризиса и снижения внутреннего спроса. Затем, до конца 2011 года, последовало восстановление производства, что вновь обострило кадровый вопрос. Потом производство практически перестало расти, но причина этому опять-таки лежит в том, что были достигнуты пределы внутреннего спроса, а до конкуренции на внешнем рынке наши товары не дотягивают. Планируемое правительством значительное сокращение бюджетных расходов, особенно в социальной сфере, также сожмет внутренний спрос, и, я думаю, вызовет заметное сокращение производства. Как видите, причины сокращения производства – отнюдь не в дефиците инженеров. Первопричина сжатия и расширения отечественного производства – исключительно спрос.

Между тем, кадровая проблема остается все последние годы стабильно актуальной, но она захватывает всех вообще качественных специалистов, особенно в технической сфере. И этот кадровый кризис тоже будет нарастать, поскольку фактически объявленная ликвидация Российской академии наук подорвет очень многое из оставшегося советского задела в подготовке высококвалифицированных кадров. Среднее по квалификации звено также предлагается заметно сократить. Если вы заметили, был такой вброс, когда миллиардер Прохоров заявлял, что у нас в стране слишком много людей с высшим образованием. Но на практике, чтобы подготовить одного действительно хорошего инженера, надо выпустить из ВУЗа 10 молодых специалистов, из которых девять будут посредственными. Так что обеспечить экономику необходимым количеством приемлемого уровня инженерами можно только обучая студентов большими потоками. То есть государству нужно планово готовить технические кадры в большом количестве, прицельно организовывать эту работу, а не уповать на то, что дело правительства – создавать рыночные условия для работы высших учебных заведений, а уж они разберутся, кого выпускать.

Отчасти у нас, и правда, слишком большое количество людей с дипломами некоторых специальностей, рынок завален резюме плохоньких юристов, например. Но инженеров-энергетиков днем с огнем не найдешь. И вот уже через несколько лет их дефицит может оказывать на экономический рост негативное воздействие.

Подготовка специалистов длится не менее пяти лет, соответственно, на этот период нужно прогнозировать и спрос по специальностям, и разворачивать нужное количество учебных мест. Однако на деле правительство организует проекты с горизонтом планирования 2-3 года, причем 3 года – это уж крайне оптимистичный пример. Хотя в норме государство должно иметь несколько крупных проектов в экономике на десятилетия вперед. Это и приводит как к нестабильности в работе экономики, так и к нестабильности в подготовке квалифицированных работников вообще. Последнее касается не только инженеров в автомобилестроении, но и обычных сварщиков.

- Данные Росстата не содержат подробной расшифровки о реальном дефиците кадров по отраслям, однако за последние 5-6 лет аналитики неоднократно обращали внимание на эту проблему. В частности, в последнем обзоре Высшей школы экономики также говорится, что инженер сегодня в России является одним из самых дефицитных кадров на рынке, — отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) по трудовым отношениям Игорь Поляков. – Наиболее заметен дефицит представителей этой профессии в столичном регионе, Калужской области, Санкт-Петербурге и особенно области, в крупнейших городах Поволжья. По отраслям – наибольший дефицит заметен в нефтянке, автомобилестроении, электроэнергетике, хотя в целом это явление характерно для всего реального сектора.

В значительной мере дефицит объясняется и технологическим обновлением, которое приводит к изменению понимания, что такое инженер сегодня. Во-первых, от чисто математического технического видения всех проблем требования сместились в творческую сферу, в понимание процессов – весь обсчет и рисование чертежей, включая довольно сложные, автоматически делаются компьютерами.

Современный инженер должен перейти на следующую ступень видения в инженерном моделировании. Кроме того, стали не нужны абы какие спецы среднего уровня – даже сегодня таких хватать с рынка никто не будет. Ведь изменилась сама модель ведения бизнеса. Инженеры сегодня от специалистов среднего звена в реальном секторе прочно вошли в центральное ядро компаний, поскольку они составляют основу конкурентоспособности своих предприятий. Поэтому, кстати, отечественные предприятия, стремятся интегрировать в производство российских инженеров – иностранцев долго не удержишь, а с их уходом компанию может ждать провал.

Инжиниринг сегодня подразумевает большую долю творческой составляющей. Именно такие специалисты нужны для тех современных мест в обновленной экономике, которую наше правительство обещало построить. Но никакая другая, новая экономика, без таких кадров невозможна.

Источник 


Другие статьи в разделе "Р О С С И Я - деловая"
01 мая 2014
Обзор новых производств
За апрель 2014-го в России появилось: 16 новых производств Из них 7 — с объемом инвестиций от 1 млрд. рублей 3 — с участием иностранных инвесторов 6 — построено с нуля
21 октября 2013
Цари и боги стройки
В России сформировалась категория инженеров-управленцев, способных руководить ответственными и технологически сложными промышленными стройками. Их компетенции, опыт и стремление отстраивать свою страну, если ими грамотно распорядиться, позволят осуществить реиндустриализацию России...Мощная система промышленного строительства Советского Союза была развалена еще в 1990-е. Но инженеры в России остались, даже выросли новые. И то, что в России все-таки создаются новые индустриальные активы, в том числе технологически сложные, — во многом их заслуга. Машиностроительные заводы, химические комбинаты, нефтеперерабатывающие комплексы, электростанции — все то, чем реально прирастает промышленный капитал страны, — сооружается под их непосредственным руководством.
15 сентября 2013
Обзор новых производств в России: август 2013 г. /Новые заводы и цеха
Наиболее крупные предприятия, открытые за прошедший месяц: В Московской области начал работу лифтостроительный завод – первое подобное предприятие, построенное «с нуля» в современной России. Новые заводы по производству строительных материалов открыты в Рязанской области и Тульской областях. В Ростовской области, на Таганрогском металлургическом комбинате завершен крупнейший в регионе инвестиционный проект, так же в Ростовской области открыта новая кондитерская фабрика. В Хабаровском крае Амурский гидрометаллургический комбинат вышел на проектные показатели переработки упорных руд золота. В Тюмени открыт хлебокомбинат, ставший первым в стране за двадцать лет комплексным хлебобулочным производством. В Архангельске запущен крупнейший на Северо-Западе России лесопромышленный комплекс.
18 апреля 2013
«Оффшорная Россия». Кому принадлежат отечественные предприятия?
Трудно поверить, но почти все, что было создано при советской власти народом и что досталось за бесценок новым «хозяевам», России уже не принадлежит. Впрочем, не принадлежит и то, что создавалось в годы «демократии». Экспертные оценки показывают, что под иностранной юрисдикцией находится около 95% крупной российской собственности. Россия – единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в оффшорах. Например, большая часть фирм, входящих в «Базовый элемент», принадлежит BasicElementLtd, зарегистрированной на острове Джерси. Сама же BasicElementLtd – 100% «дочка» фирмы F-Finance, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Бенефициаром ее выступает небезызвестный олигарх Дерипаска.
06 апреля 2013
ВИЗОВЫЙ БИЗНЕС МИД России
Что такое визовой центр? На эти и другие вопросы «РГ» ответил директор консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации Андрей Карлов. «Фактически речь идет о создании частной компанией своего рода «приемной» посольства или генерального консульства, куда поступают все обращения на оформление виз. Сейчас многие граждане думают: «А стоит ли платить деньги, чтобы попасть в ВЦ, когда это можно сделать самим в течение 10-15 минут?». Вполне понятно, что после открытия ВЦ фирмы-посредники потеряли очень большие деньги. Мы поинтересовались и узнали, что расценки на этом рынке услуг достигали 200 евро. Что касается сборов ВЦ, то они, как правило, составляют 20-30 евро. Согласитесь, разница огромная», - убеждает читателей чиновник.
25 февраля 2013
Авиация в штопоре
Безусловно, гражданский самолёт – это коммерческий проект. Он должен приносить прибыль и самолётостроителям, и эксплуатантам. Но вот освоение Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера – геополитический проект. Государственный проект. И с экономической точки зрения, и с оборонной точки зрения. нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения...пришли дилетанты, и пошли проблемы. У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашей авиацией, какое угодно образование, только не авиационное, – сельскохозяйственное, финансовое.
10 февраля 2013
В жизни всегда есть место подвигу! Пока одни доворовывают страну, другие ее спасают
Верховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово расплачиваться «шаймуратиками». Так называются местные деньги, а точнее –товарные талоны. На них можно купить продукты только в одном селе. Такую систему взаиморасчетов предложил местный фермер. Но своеобразную валюту пыталась запретить местная прокуратура. На «шаймуратики» можно купить любой товар в местных магазинах, можно даже рассчитываться ими за услуги. Однако замена денег пришлась не по нраву прокуратуре, которая отменила хождение валюты. Но предприниматель подал апелляцию. На сторону фермера встал Верховный суд республики, который легализовал «шаймуратики».
21 ноября 2012
Развитие IТ-отрасли в России невозможно без участия государства
В Москве состоялось общее собрание – конференция Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). В рамках обсуждений злободневных вопросов - развитие IТ-рынка и взаимодействие с государством, предложения по вопросам стратегии развития IТ отрасли РФ.
15 октября 2012
Реиндустриализация оборонки: все решат кадры
Властью провозглашены приоритеты страны: обеспечение инновационного развития, суверенитета и безопасности России. Они отражены в руководящих документах, таких как Концепция 2020, Военная доктрина и т.д. Они отражены в объемах финансирования Госпрограммы вооружений и ФПЦ «Развитие ОПК» до 2020 года. Чиновники Минпромторга заявляют, что началась реиндустриализация оборонной промышленности. С ними можно согласиться, т.к. во-первых, после развала СССР в России оборонке никогда не выделялись финансовые средства, исчисляемые двадцатью триллионами рублей; во-вторых, не ставились столь амбициозные задачи. Одним словом: «Я планов наших люблю громадье»… Но как всегда и везде все решат кадры.
22 августа 2012
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЧВК
Владимир Владимирович Путин, отвечая на вопрос депутата Алексея Митрофанова, заявил, что он не против создания в России частных военных компаний: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Считаю, что над этим можно подумать и посмотреть». Весь мир сегодня становится одной большой «горячей точкой», и этот процесс (Югославия, Ирак, Афганистан), активно начал развиваться с августа 2008 года, когда Грузия напала на Южную Осетию. За ним в одной связке пошли «арабские революции», Египет, Тунис, Ливия, сейчас Сирия, затем Иран и на очереди, уже в самое ближайшее время, Россия.

Пробег вагона
- недорогой по Челябинску по низкой цене.
rvgn.ru
Редуктор NMRV
Производство и продажа редукторов. Поставка редукторов
europrivod.com
Штатная камера заднего вида
Установка камеры заднего хода на автомобиль. Быстро, выгодно. Звоните
discout.ru