Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Политика - украинский социум
12 июня 2011 Юрий Соловьев
Какой язык считал своим Тарас Шевченко?

В последнее время в учреждениях культуры Украины нередко можно встретить такие плакаты. С полотна сурово и испытующе смотрит Тарас Григорьевич Шевченко. Ниже надпись: «А чи навчив ти сина говорити на моїй мовi?» [Научил ли ты сына говорить на моем языке?]. Невольно вспоминается знаменитый плакат времен гражданской войны: «А ты записался добровольцем в Красную Армию?». Вероятно, подразумевается, что вошедший, на каком бы языке он до этого не разговаривал, должен просто сгореть от стыда, если тут же не перейдет на украинский язык.

Между тем ответ на вопрос, какой язык считал своим Тарас Шевченко, отнюдь не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Тарас Григорьевич писал одинаково много как на украинском, так и на русском языке. Скажем, «Кобзарь» написан на украинском. А вот вся художественная проза – на русском. Даже знаменитая пьеса из истории запорожского казачества «Назар Стодоля» первоначально была написана на русском языке и лишь потом переведена на украинский. Письма он тоже писал на обоих языках – в зависимости от адресата. Как же определить, какой язык Шевченко считал своим?

Составитель толкового словаря живого великорусского языка датчанин по происхождению Владимир Иванович Даль как-то сказал: «Ни призвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежащим к той или иной народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я – думаю по-русски.». На каком же языке думал Шевченко? Ответить на этот вопрос не представляет ни малейшего труда. Заглянем в те его записи, которые не предназначались для посторонних глаз, которые он вел для себя, – в его дневники. И станет ясно – Шевченко думал по-русски.

Дело в том, что в те времена украинский язык был не столько языком народности, сколько языком сословия. На этом языке разговаривало простонародье. А языком образованных слоев общества был русский язык. Вот, например, что пишет по этому поводу украинский историк и первый президент независимой Украины Михаил Грушевский, которого можно заподозрить в чем угодно, но только не в симпатиях к русскому языку: «Уже с половины XVIII века начало складываться желание свежеиспеченного шляхетства придать себе благородный лоск, подчеркнуть свое отличие от серой казацкой массы… А так как из чужих культур у украинской интеллигенции было более всего разных связей с культурою великорусскою, то в конце концов она подпадает весьма сильному влиянию этой последней и постепенно русеет…» Теперь «на народный язык смотрят несерьезно, он представляется просвещенным украинцам провинциализмом, не имеющим никакой будущности».

Киевский митрополит Гавриил Кременецкий характеризует украинский язык как «простонародное, старинное, здешнее, с польским и славянским смешанное наречие». Автор первой грамматики украинского языка Павловский уже в 1918 году «мотивировал свой труд чисто антикварными мотивами, называя украинский язык «ни живым, ни мертвым, исчезающим наречием».

Вот и выходит, что «сочинение возмутительных стихов на малороссийском языке», как записано в циркуляре на отправку Шевченко в Орскую крепость, было фактом не столько художественным, сколько политическим. Таким же политическим фактом можно считать и возникновение литературы на украинском языке на территории Галиции, бывшей в то время под властью Австро-Венгрии. Валуевское ограничение 1863 года на издание книг на украинском языке вызвало противоположную реакцию. Здесь возникло так называемое народовское движение, с которым начинают сотрудничать многие киевские писатели (Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Михаил Старицкий и другие). Поэтому можно с уверенностью сказать, что «Кобзарь» является, прежде всего, сословным протестом против политики властей.

Иное дело художественные произведения. Здесь следовало использовать тот язык, который давал больше возможностей для решения именно художественных задач. И таким языком для большинства украинских писателей был русский. На русском языке писали Гоголь, Гребенка, Погорельский, соратник Шевченко по Кирилло-Мефодиевскому братству Николай Костомаров. На русском языке была написана «История запорожского казачества» Яворницкого. И даже Грушевский писал на русском языке, когда находил это целесообразным. Почему? Да потому, что, как сказал однажды Николай Васильевич Гоголь, «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Впрочем, никто и не утверждает, что язык сословия не может стать литературным языком. Таких примеров в истории предостаточно. Это и итальянский язык, который оставался простонародным до создания Данте «Божественной комедии», это и русский допушкинский язык. Но чтобы стать литературным, язык должен созреть сам. А это процесс естественный и управлению не подлежит. Сейчас для развития украинского языка могут быть созданы самые благоприятные условия. Но значит ли это, что необходимым условием для развития украинского языка является отказ от языка русского, а с ним – и от великой русской культуры? Возвысит ли это украинский народ, поднимет ли из нищеты и убожества, добавит ли образованности и мудрости? Думается, что как раз наоборот.

История свидетельствует, что развитие национальных культур может происходить только при условии их тесного взаимодействия с другими культурами, из которых они черпают, как из источника. Вспомним эпоху Возрождения, полностью вызревшую на фундаменте античной культуры. Вспомним ту же русскую литературу, расцвет которой вряд ли стал бы возможным без увлечения русского общества XVIII века французским языком и французской культурой.

Есть немало примеров создания целых литератур на негосударственных языках. Никому не придет в голову назвать ирландца Джойса английским писателем только потому, что он написал своего «Улисса» на английском, а не на ирландском национальном языке. Житель Вены Стефан Цвейг и пражский еврей Франц Кафка писали на немецком. А в Бельгии, где подавляющее большинство населения разговаривает на фламандском языке, Шарль де Костер, Верхарн и Метерлинк создали на французском языке произведения, которые составили славу бельгийской литературы. Словом, для здравомыслящих людей характерно отношение к чужой культуре, как к сокровищу, которое может только обогатить владеющего им человека. Почитайте дневники Шевченко – и вы увидите, с какой любовью относился он к русской культуре, с каким почтением говорил о русских гениях.

Для здравомыслящей части украинского общества здесь все предельно ясно. Кто же тогда будоражит людей, отвлекая их от реальных проблем сегодняшнего дня – безработицы, бесправия, нищеты? Ответ известен. Это манипулирующие национальной идеей политики и попавшая под их влияние часть наших сограждан. Самые простые и самые понятные истины, которые никогда и ни у кого не вызывали сомнений, в их интерпретации вдруг искажаются до неузнаваемости и, как в кривом зеркале, приобретают совершенно не свойственные им очертания. Так язык – явление сугубо культурное – превращается в инструмент для сведения политических счетов, а общество раскалывается на «своих» и «чужих».

Около века назад, предвидя появление таких политиков, Достаевский писал: «Не будет у России и никогда не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится принять их освобожденными. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себя и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись. Они будут заискивать перед европейскими государствами, будут говорить, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия страна варварская, мрачный северный колосс, гонитель и ненавистник европейской цивилизации» («Дневник писателя»).

Давайте все же задумаемся. Надо ли нам оглядываться на политиков? Надо ли отказываться от русского языка, от великой русской культуры? В конце концов, политики приходят и уходят, а культура – вечна. Может, лучше научимся выбирать себе политиков?

Источник


Другие статьи в разделе "Политика - украинский социум"
03 января 2014
Ивано – Франковский «евромайдан»: через виселицу в Евросоюз?
Накануне Нового года в Ивано-Франковске на местном так называемом «евромайдане» появились виселицы. Возникает вопрос: для кого они подготовлены? Экстремисты уже, наверное, определились и составили список, по их больному воображению, «предателей Украины» , которых непременно надо вешать. В целом же, методы, которыми всегда действовали националисты и фашисты, остались те же - когда не хватает аргументов, они прибегают к запугиванию и насилию, прикрываясь извращенным патриотизмом.
01 января 2014
В ТЕНИ И НАПОКАЗ
Что касается самого евромайдана, то за прошедшее с 22 ноября с.г. время Украина наглядно и убедительно доказала всему миру, что время, логика, здравый смысл и законы общественного развития на её территории не действуют, во второй раз, менее, чем за 10 лет, вступив на майданную стезю. На этот раз, с приставкой «евро». Правда, у нынешнего евромайдана есть свои особенности, которые весьма наглядно иллюстрируют слова немецкого философа Георга Гегеля о том, «что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй - как фарс».
01 января 2014
Пик одурачивания
СМИ никогда так тупо, жестоко и нагло не обманывали украинский народ, со времён майдана 2004 года никогда такое количество людей не демонстрировало так ярко и наглядно свою подверженность самым примитивным информационным технологиям зомбирования(или, проще говоря, - одурачивания) и, наконец, ещё никогда за всю историю Украины «оппозиция» так наглядно не демонстрировала свою бездарность, неспособность и откровенное нежелание взять власть в свои руки при, практически, полном отсутствии сопротивления со стороны её нынешних представителей.
26 декабря 2013
«НАРОДНОЕ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «МАЙДАН» - ЭТО ВСЕУКРАИНСКАЯ ПЕРЕПИСЬ БЕЗГРАМОТНЫХ ЛОХОВ, ЛИШЁННЫХ ПАМЯТИ, УМА И СОВЕСТИ
В воскресенье, 22 декабря на площади Независимости в Киеве было объявлено о создании народного объединения «Майдан», в состав которого могут вступать политические партии, общественные организации и украинские граждане персонально. Это решение оформлено в виде резолюции некоего «народного вече», которое, по сути, никакой народ не представляет, никакими полномочиями не обладает и действует по известному принципу, - «самозванцев нам не надо, командиром буду я».
24 ноября 2013
Решение 20-ти летних украинских противоречий с галицким подтекстом
Состоялось заседания Президии Сетевого Русинского Движения (СРД), на котором обсудили предложение закарпатских предпринимателей озвученных 9 ноября в Мукачево на своем заседании: обсудили проект открытого обращения к Президенту Украины и участникам Вильнюсского саммита, рассмотрели результаты последних опросов проведенные в социальных сетях:
01 сентября 2013
Виктор Медведчук и украинский социум
Глава общественной организации «Украинский выбор», доктор юридических наук Виктор Медведчук отмечает, что размер пенсии в Украине существенно зависит от уровня социального недоверия к профессии. «Пенсионный фонд сообщает о следующих размерах средних пенсий в Украине: депутаты ВР – 15 427 грн; судьи – 7 795 грн; работники прокуратуры – 6 588 грн; работники таможни – 4 441 грн; работники образования – 1 120 грн. Интересно сопоставить приведенные выше показатели средних пенсий с данными соцопросов об уровне доверия в обществе к различным органам законодательной, исполнительной власти и к представителям отдельных профессий. Выясняется удивительная картина – чем ниже уровень социального доверия – тем выше пенсия.
30 июля 2013
ПРАВОСУДИЕ БЕЗ ЧЕСТИ И СОВЕСТИ
«Украинской Фемиде нет необходимости закрывать глаза повязкой. Она и без того инвалид – слепая, глухая, нечувствительная к человеческим страданиям, и циничная до неприличия к своим соотечественникам. Она плодит иллюзию респектабельности власти страны, хотя в ней нет ничего человеческого. Она, как чучело, имитирует справедливый суд, хотя на самом деле является ханжеским символом судебного произвола». Академик Я.Н.Бронштейн, «Судьи срама не имут»
10 июля 2013
ФАШИЗМ НА УКРАИНЕ: УГРОЗА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Еще недавно казалось, что Украина и нацизм – это две несовместимые вещи. Однако это не так. Сегодня, в год, когда многие города Украины празднуют 70-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков, уместно обратить внимание на ряд фактов, которые свидетельствуют о том, что фашизм на Украине поднимает голову. Наглое поведение национал-радикальной партии «Свобода», получившей парламентский статус, уже стало притчей во языцех. При явном попустительстве власти националисты позволяют себе не только проводить свои шествия, нападать на ветеранов Великой Отечественной войны, угрожать журналистам, но и избивать государственных чиновников, а также оскорблять президента Украины. Тему противодействия возрождению нацизма на Украине, которая стала сегодня на повестку дня, обсудили эксперты, представляющие партии и общественные организаторы, на «круглом столе», который состоялся в Киеве. Организатором выступило Общественное движение "Украинский выбор" при участии Русской общины Украины и других общественных организаций.
31 мая 2013
Суд над «патриотами Украины». Задача – спасти «вождя»
Проходивший с 14 по 17 мая 2013 в Харькове «раунд» судебных заседаний по обвинению руководителя и членов организации «Патриот Украины» в попытке убийства журналиста Сергея Колесника, по сути, стал первым в рассмотрении этого уголовного дела, начало которого было положено событиями 23 августа 2011 года. Взору правоохранителей предстала картина: крупного мужчину крепкого телосложения, истекающего кровью, пытаются додушить обрывком провода какие-то молодые люди (странгуляционная борозда на шее Сергея Колесника наблюдалась ещё несколько дней и зафиксирована на его фотографиях в больнице).
21 мая 2013
«Свобода»: будущая власть Западной Украины или могильщик всей Украины
Одной из наиболее значимых политических сил современной Украины является партия «Свобода», возглавляемая бывшим сотрудником урологического отделения Львовской городской больницы Олегом Тягнибоком. Эта партия представляется наиболее одиозной из всех политических объединений схожего толка на европейском континенте. Если русофобия не постсоветском пространстве является частью политического мейнстрима, то демонстративный публичный антисемитизм действительно не имеет никаких аналогов. И, тем не менее, партия продолжает не только легально работать, но и активно наращивать электоральную базу.