http://russian.kiev.ua/archives/2004/0402/040210ct01.shtml Любил ли Иосиф Бродский Украину? (Cергей Сибиряков) – Архив – Культура – Русская община
Любил ли Иосиф Бродский Украину?
Любил ли Иосиф Бродский Украину?

Cергей Сибиряков

28 января 2004 года исполнилось восемь лет со дня смерти лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского.

В этот же день 28 января скончались Петр Великий и Достоевский, на день позже – 29 января – Пушкин. Стихотворение Бродского "На смерть Т.С. Элиота" начинается строчками
"Он умер в январе, в начале года.
Под фонарем стоял мороз у входа".

Еще раньше стихи "На смерть Роберта Фроста" датированы 30 января:

"Значит, и ты уснул.
Должно быть, летя к ручью,
ветер здесь промелькнул,
задув и твою свечу."

Увы, январь богат на траурные даты! "Век скоро кончится, но раньше кончусь я..." Когда-то давно Бродский писал, что "январь"— не самый счастливый месяц для него. "Песни счастливой зимы" — характеризуют как обычно в грустно-иронической форме: начало травли, разрыв с невестой и многое другое...

Иосиф Александрович Бродский родился в 1940 году в Ленинграде. Стихи начал писать с 16 лет. По крайней мере именно 1957 годом датировано одно из его знаменитых стихотворений: "Прощай, позабудь, не обессудь...". Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь.

В 1964 году заботами бдительной ленинградской общественности против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Его арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область.

В 1965 году Бродскому все-таки разрешают вернуться в Ленинград, но в 1972 году ему приходится эмигрировать. С этого времени он жил в США. Писал стихи, прозу, причем на двух языках, преподавал в университете. Его сборник эссе "Меньше чем единица" был в 1986 году признан лучшей литературно-критической книгой в США. В 1987 году Иосиф Бродский стал Нобелевским лауреатом по литературе. В 1992-м – ему присвоено звание поэт-лауреат США.

В свое время стихотворение Иосифа Бродского , написанное в 1991 году и впервые прочитанное публично в 1994-м, вызвало бурную реакцию в среде украинских интеллектуалов.

Иосиф Бродский

На независимость Украины

Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
Слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
Время покажет "кузькину мать", руины,
Кость посмертной радости с привкусом Украины.

То не зеленок – виден, траченный изотопом,
Жовто-блакытный Ленин над Конотопом,
Скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.

Горькой вошни карбованец, семечки в полной жмене.
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
С сальными глазами жили как каторжане.

Скажем им, звонкой матерью паузы метя строго:
Скатертью вам. хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря – в мундире,
По адресу на три буквы, на стороны все четыре.

Пусть теперь в мазанке хором гансы
С ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, суп выбирая в чаще,
А курицу из борща грызть в одиночку слаще.

Прощевайте, хохлы, пожили вместе – хватит!
Плюнуть, что ли, в Днепро, может, он вспять покатит.
Брезгуя гордо нами, как оскомой битком набиты,
Отторгнутыми углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом, вашего хлеба, неба
Нам, подавись вы жмыхом, не подолгом не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду,
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.

Что ковыряться зря в рваных корнях покопом.
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзомбом,
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает, вам, калунам, покоя.

Ой, ты левада, степь, краля, баштан, вареник,
Больше, поди, теряли – больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза
Нет на нее указа, ждать до другого раза.

С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
Строчки из Александра, а не брехню Тараса.


(Републикация из газеты "Голос громадянина", N3, 1996 год)

И реакция эта в большинстве своем сводилась к оскорблению чести украинского народа, обвинению поэта в имперских амбициях. В ответе ”кацапу-Бродскому” приводится очень плохо зарифмованный перечень исторических обид украинцев.[1] Несколько позже в еженедельнике “Зеркало недели “ делается попытка анализа стихотворения как явления литературного жанра антипанегерика. Самого Бродского пытаются связать с авангардизмом и футуризмом, а также шевченковскими мифами.

К кому обращается поэт? Бесспорно, к власти и ее носителям, носителям упадка и раздора. Ориентиром современности, светом во тьме, призывом к жизни. Единство и противоположность «строк Александра» приравнивается к Логосу, а «брехня Тараса» — действенному, воинствующему творческому Слову поэта-пророка. Это и является, по мнению автора, двойным завещанием Иосифа Бродского.[2] На мой взгляд автор пытается максимально затуманить суть произведения. Недаром он даже не привел его текст! Стихотворение написано в 91-м году, а впервые прочитано в 94-м ,что уже интересно само по себе. До смерти оставалось менее двух лет. В этот период жизни переосмысливаются многие вещи, о чем свидетельствует одно из последних интервью Бродского.[3 ]

О возвращении

“Время от времени меня подмывает сесть на самолет и приехать в Россию. Но мне хватает здравого смысла остановиться. Куда мне возвращаться? Ведь это теперь уже другое государство, чем то, в котором я родился. Я по-прежнему думаю об этой стране в категориях Союза, не России, с этой страной меня связывает только прошлое. Прошлое, которое дало мне абсолютно все, дало понимание жизни. Россия — это совершенно поразительная экзистенциальная лаборатория, в которой человек сведен до минимума, и потому ты видишь, чего он стоит. Но возвратиться в прошлое нельзя и не нужно. У человека только одна жизнь, и когда справедливость торжествует на тридцать или сорок лет позже, чем хотелось бы, – человек уже не может этим воспользоваться. Поздно. К сожалению, поздно. Я не хочу видеть, во что превратился тот город Ленинград, где я родился, не хочу видеть вывески на английском, не хочу возвращаться в страну, в которой я жил и которой больше нет. Знаете, когда тебя выкидывают из страны — это одно, с этим приходится смириться, но когда твое Отечество перестает существовать — это сводит с ума”.

О постсоветской России

“Не надо строить иллюзий: у человека и общества не так много вариантов для выживания. Один вариант мы испытали на своей шкуре — “рай для всех”, который обернулся убийством многих. Другой — тоже не малина. Но наблюдая за тем, что происходит в России, видишь колоссальную пошлость человеческого сердца. Мне казалось, что самым замечательным продуктом советской системы было то, что все мы – или многие – ощущали себя жертвами страшной катастрофы, и отсюда было если не братство, то чувство сострадания, жалости друг к другу. И я надеялся, что при всех этих переменах это чувство сострадания сохранится, выживет. Что наш чудовищный опыт, наше страшное прошлое объединит людей – ну хотя бы интеллигенцию. Но этого не произошло. От этого мне хочется реветь. Нет, конечно, слава Богу, что тот бред кончился, но на новый поворот уйдут десятилетия и десятки жизней, которых никто и не помянет. Я всегда вспоминаю старика, которого встретил на одной из пересылок. Я тогда совершенно отчетливо понял, что он так и сгинет где-нибудь в лагере или в “столыпине”. И никто его не вспомнит. Вот этого я простить не могу. К человеку нельзя относится как к массе, человек не терпит обобщения – этого у нас пока все еще не поймут”.

О власти

“К сожалению, к власти всегда приходят не самые лучшие люди. Чехам невероятно повезло с Гавелом. Нам тоже бы не помешало иметь у власти человека с пониманием таких вещей, как честь и достоинство, с ощущением своей вины и своего стыда. Гавелу стыдно, а Валенсе или Ельцину нет. В принципе, к власти должны приходить люди, которые не боятся быть проклятыми, то есть люди, которых любят других больше, чем себя и себя во власти. Которые способны жалеть других. Но такие люди чаще всего государственными деятелями не становятся. А Ельцин — что Ельцин? Он плоть от плоти той системы”.

О литературе

“Людей переделывать бесполезно. Но можно и нужно бороться с дурновкусием, внушать им сомнения по поводу самих себя — в этом и есть задача искусства и литературы”.

О жизни

“Жить просто: надо только понимать, что есть люди, которые лучше тебя. Это очень облегчает жизнь”.

В этот период обостряются чувства, связанные с воспоминаниями молодости. А что же мог вспомнить Иосиф Бродский об Украине? Оказывается в его биографии есть эпизоды, связанные с участием в съемках художественного фильма.

Оказалось, в 1971 году Бродский снялся в роли секретаря Одесского горкома КПСС Наума Гуревича в художественном фильме режиссера Вадима Лысенко «Поезд в далекий август».

Фильм рассказывал об обороне Одессы во время Второй мировой войны. Бродский согласился сыграть роль партийного работника, так как не мог напечатать в СССР свои стихи и очень нуждался в деньгах. Кроме того, секретарь горкома в фильме не походил на обычный советский идеологический типаж. Когда все уже отсняли – и хроникальные кадры прибытия героев обороны в город, и их встречи с одесситами тридцать лет спустя, и заседание штаба обороны с участием Бродского и Армена Джигарханяна, воссоздавшего образ разведчика, – как вдруг раздался звонок из Киева: срочно прибыть с отснятыми материалами в Госкино! Разговор там был предельно кратким, категоричным и ясным: переснять все кадры, где присутствует Бродский. Когда попросили объяснить, нам указали на "несоответствие между важными политическими задачами фильма и неблагонадежностью неизвестного поэта..." По их мнению, два еврея (Бродский и Гуревич) в одном фильме противоречили задачам советского искусства. Режиссеру приказали взять на роль Гуревича другого актера. Но режиссер Вадим Лысенко переснял с участием другого актера только крупный план. На среднем и мелком плане остался Бродский, однако, его фамилию пришлось выбросить из титров. Сам поэт не успел посмотреть картину, так как в 1972 году эмигрировал в США.[4]

Эта история проливает свет и на то, кого считал бугаями поэт. Видимо он имел в виду киевских чиновников, добившихся прекращения его так и не начавшейся актерской карьеры. Что же касается завещания, то лучше не фантазировать, а обратиться к речи Бродского 22 июня в Катовице, в Силезком университете, по поводу присвоения ему докторской степени."Теперь Вам предстоит совсем другая игра. Теперь у Вас уже нет удобного внешнего врага или олицетворенного зла, столь же удобного, в виде государства. Теперь Вы должны встать лицом к лицу с врагом в Вас самих.“[5]. Все это актуально и для Украины! Да и бугаи, придумывающие нам внешних и внутренних врагов никуда не делись.


Ссылки

1. Поэтический мордобой российской и украинской интеллигенции. http://www.pseudology.org/Eneida/BrodskyUkr.htm
2. Двойное завещание Иосифа Бродского, Виктор Кравец. http://www.mirror.kiev.ua/nn/show/356/31993/
3. Бродский в Польше, 1993 год, ”Русская мысль 1-7 июля 1993 года“. http://www.imwerden.de/pdf/brodsky_w_polsche_1993.pdf
4. Иосиф Бродский был секретарем Одесского горкома партии. http://www.prima-ews.ru/news/news/2003/5/23/24613.html
5. Иосиф Бродский: Жить просто... Евгения Альбац. http://www.ourtx.com/?a=405

"Русская община". Редакция 10.02.2004