http://russian.kiev.ua/archives/2003/0310/031002wpt1.shtml Военный бюджет США – 2004 или Очередной милитаристский рекорд Пентагона (Анатолий Арсеенко) – Архив – мировая - Политика – Русская община

Военный бюджет США – 2004
или Очередной милитаристский рекорд Пентагона

Анатолий Арсеенко 

Администрация президента Дж. Буша запросила 399,1 млрд. долл. США на нужды американской военщины в 2004 финансовом году. В рамках этой астрономической суммы предусматривается расходовать 379,9 млрд. на удовлетворение ненасытных потребностей Министерства обороны США, то есть Пентагона, и 19,3 млрд. – на обеспечение функционирования программы ядерных вооружений, находящейся в ведении Министерства энергетики. Таким образом, в будущем финансовом году планируется поднять планку расходов на военные цели в США на 16,9 млрд. долл. по сравнению с текущим годом или увеличить военный бюджет США на 4,4%.

Тем не менее, приведенные фантастические цифры военных расходов буквально блекнут на фоне дальнейших намерений Вашингтона. В соответствии с новыми проектами «медных касок» Пентагона «оборонный» бюджет США достигнет 503 млрд. долл. в 2009 финансовом году. В целом администрация Буша планирует истратить 2,7 млрд. долл. на потребу войны в следующие шесть лет. При этом ее не смущает тот факт, что по официальным прогнозам дефицит федерального бюджета США в следующем году составит от 200 до 300 млрд. долл. Это еще  раз свидетельствует о том, что военные приоритеты США на пороге нового века вытесняют насущные гражданские нужды на обочину американской политики.

Представляя свой новый «оборонный» запрос Конгрессу, администрация Буша не скупилась на описание нависших над Америкой угроз. В интерпретации Белого дома резкое увеличение военных расходов вызвано в первую очередь новыми задачами, возложенными на Пентагон в условиях войны против международного терроризма, а также необходимостью трансформирования вооруженных сил США с учетом новых военных вызовов «колыбели глобальной демократии» на пороге ХХI века. Вполне понятно, что эта аргументация не вызвала негодования и особых возражений в Конгрессе, где превалируют ставленники большого бизнеса и военно-промышленного комплекса США.

Американские «ястребы», окопавшиеся на Капитолийском холме, не только не выступили против непомерного военного бремени, но и предложили принять предложенный Бушем бюджет незамедлительно. Нашлись среди них и такие, которые признали внесенный уровень военных затрат явно недостаточным для обеспечения национальной безопасности США. Так, например, член палаты представителей Конгресса США Дункан Хантер (республиканец – Калифорния), недавно возглавивший Комитет по вопросам вооруженных сил, сразу заявил о своем намерении бороться за выделение дополнительных ресурсов Пентагону.

Воинствующих единомышленников Д. Хантера не смутил тот факт, что такая откровенная позиция в отстаивании интересов Пентагона может войти в конфликт с интересами фискальных консерваторов в рядах их же партии. Нельзя сказать, что последние были слишком озабочены проблемами федерального дефицита или тем, что разбухание военного бюджета неизбежно повлечет за собой дальнейшее сокращение социальных программ. Но они понимали, что такие шаги накануне президентской гонки вряд ли будут способствовать росту симпатий электората в пользу республиканцев, и поэтому сочли необходимым зафиксировать свою более умеренную позицию.

Весомую лепту в проталкивание бюджета Пентагона вносит буржуазная пресса США, нагнетая страсти вокруг мнимых угроз Америке. Один из распространенных мифов в этом плане сводится к тому, что увеличение военных расходов США обусловлено опасностью войны. Однако, как известно, военные действия не прогнозируются в бюджетных офисах и не оплачиваются из бюджета Минобороны США, предназначенного для поддержания боеготовности войск. Для оплаты счетов войны в США существует особый федеральный законодательный механизм, который занимается выделением фондов на непредвидимые потребности. Поэтому всякие ссылки на то, что рост военного бюджета США вызван необходимостью финансирования войны в Афганистане и Ираке, рассчитаны на простаков.

Второй, не менее широко распространенный миф в этом отношении заключается в том, что повышение военных расходов вызвано усилением вовлечения военного ведомства США в обеспечение внутренней безопасности страны перед лицом возможных террористических атак. Однако выполнение названной функции не входит в обязанности вооруженных сил США, а относится непосредственно к компетенции и ответственности федерального и местных правительств, а также созданных с этой целью специальных федеральных агентств, прежде всего, Федерального бюро расследований (ФБР) и Береговой гвардии. Последние финансируются не менее щедро, чем Пентагон из государственного бюджета.

Вовлечение Минобороны США в обеспечение внутренней безопасности страны ограничивается выполнением следующих задач – сбором и распространением разведывательной информации, разработкой способов противодействия атакам с использованием бактериологического и химического оружия, патрулированием воздушного пространства США. На реализацию этих трех видов деятельности в военном бюджете США ежегодно предусматривается выделение 10 млрд. долл., или менее 3% представленного военного бюджета на 2004 финансовый год. Практически только воздушное патрулирование является новой функцией ВВС США, которое обойдется налогоплательщикам примерно в 2 млрд. долл.

Пентагон оправдывает гигантское увеличение военного бюджета – 2004 тем, что его высшим приоритетом сейчас является «трансформирование» вооруженных сил. Под этим подразумевается разработка новых технологий и программ, призванных сделать все виды войск более подвижными и более смертоносными, а также лучше приспособленными к ведению современных боевых операций. На эти цели, по словам контролера Минобороны США Дова Закхейма в бюджете – 2004 отводится 24 млрд. долл. В целом на научные исследования и приобретения администрация Буша запросила 135 млрд. долл. в новом бюджете. Львиная доля из этой суммы пойдет на разработку и закупку новых видов оружия.

Таким образом, на выполнение сугубо «трансформационных» программ Пентагона пойдет всего 18% военных расходов на эти цели. К ним относится, прежде всего, создание новой системы противоракетной обороны в рамках программы «звездных войн» стоимостью 10 млрд. долл. В рамках той же программы предусматривается «трансформация» подводной лодки ВМС США класса «Виргиния» и армейского вертолета «Команчи». Однако внимательное изучение проекта военного бюджета США на 2004 финансовый год не оставляет сомнения в том, что администрация Буша не собирается снимать с вооружения ни одну из наступательных систем времен холодной войны несмотря на исчезновение «главного вероятного противника» после развала СССР и Организации Варшавского Договора.

В этом контексте даже многие американские аналитики отмечают, что если более пристально всмотреться в военный бюджет Пентагона – 2004, то нельзя не прийти к выводу, что «мы не получаем то, что якобы покупаем». После известных событий 11 сентября 2001 года в США военные расходы страны выросли на 55 млрд. долл. и к концу десятилетия достигнут почти полтриллиона долларов. Но, несмотря на колоссальное увеличение затрат Пентагона, достижение безопасности США не приблизилось к поставленной цели. США по-прежнему остаются уязвимыми для террористических атак, но готовятся к продвижению гегемонии американского империализма в планетарном масштабе, опираясь на новейшие наступательные смертоносные системы, в том числе и на ядерное оружие.

Глобальные милитаристские устремления США на пороге нового века отчетливо просматриваются при сопоставлении военных расходов США с другими странами. Единственная сверхдержава в современном мировом сообществе тратит сегодня на «оборонные» цели больше любой другой страны в мире. Более того, по данным Центра оборонной информации США, нынешний почти 400-миллиардный бюджет Пентагона превышает ежегодные военные расходы 20 следующих за США стран, вместе взятых. Вместе с военными расходами ближайших союзников США, которые составляют в общей сложности 225 млрд. долл., эта огромная сумма увеличивается более чем в два раза и убедительно говорит о том, откуда исходит подлинная, а не мнимая угроза миру.

Военный бюджет США – 2004 более чем в шесть раз превышает аналогичные расходы Российской Федерации. США тратят на так называемую «оборону» в 20 раз больше, чем семь вместе взятых стран, которые традиционно рассматриваются Пентагоном в качестве наиболее вероятных противников в последние годы (Куба, Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея, Судан и Сирия). Сегодня на долю США и их союзников (страны НАТО, Австралия, Япония и Южная Корея) приходится более двух третей всех военных расходов в мире. В целом они расходуют на военные цели более чем в 52 раза больше, чем семь государств, отнесенных Пентагоном к числу так называемых «стран-изгоев».

К этому следует добавить, что семь потенциальных «стран-изгоев», Россия и Китай в общей сложности расходуют на оборону 124 млрд. долл., что составляет всего 31% военного бюджета США – 2004. Это является самым веским и неоспоримым доказательством того, что США смотрят на мировую цивилизацию в новом веке исключительно через призму прицелов всех видов новейшего оружия на суше и в воздухе, на воде и под водой, в космическом пространстве. Как известно, с давних времен государственный бюджет считают зеркалом страны, в котором отражаются намерения ее правителей созидать или воевать. Вне всякого сомнения, с принятием военного бюджета на 2004 финансовый год американский империализм сделает выбор в пользу первого приоритета, в пользу Молоха войны.

"Русская община". Редакция 02.10.2003